"Казановедение" обсуждению не подлежит // В школах Казани ввели новый предмет
12 января 2005 года

Как сообщила Татьяна Пономарева, замначальника Управления народного образования Казани, «расписание и учебный план не позволяют ввести еще один предмет дополнительно к тому, что уже есть, и финансировать его преподавание. В начальных школах историю родного города будут изучать за счет часов, отведенных на предмет «Окружающая среда». А школьники старших классов будут учить «Казановедение» за счет уроков татарской литературы и географии».

Хотя решение изменить школьную программу было принято депутатами горсовета еще в прошлом году, о начале уроков «Казановедения» было объявлено буквально перед новогодними каникулами. Поэтому учителям пришлось срочно штудировать учебник в 170 страниц и прилагаемые методички, которые существуют пока только в электронном виде.

На днях в школах прошли первые уроки по истории Казани… Сами ученики от новации не в восторге, говорят, что можно было прекрасно обойтись и «Историей Татарстана». Учителя также растеряны – не все поняли, кто и как должен преподавать новый предмет. Да и сам учебник вызывает много вопросов - объемный труд в разделах, рассказывающих про древнюю Казань, густо усеян историческими небылицами, которые преподносятся автором в виде легенд. Для того, чтобы рассеять сомнения в семантике, в конце каждой главы есть «Твой словарик», где расшифровывается значение трудного слова. Например: «История – то, что было в прошлом», «Наследие – все то ценное, что создано жившими до нас людьми». Тут же говорится, что «Легенда – не совсем достоверный рассказ о каком-нибудь историческом событии»…

Стоит ли говорить, что весьма сомнительный факт 1000-летия города принят за аксиому? Более того, детям часто намекают, что на самом деле Казань гораздо древнее: «Глухой край. Таким увидели его люди, которые пришли сюда 10 тысяч лет тому назад. Пройдет несколько десятков столетий, прежде чем здесь встанет небольшой город. И назовут этот город Казанью». (Вероятно, люди, пришедшие сюда 10 тысяч лет назад, раньше жили в довольно цивилизованном месте, о чем сообщили составителям учебника). Но далее в тексте временные рамки начинают прыгать. Казань то становится современницей Нижнего Новгорода, то уходит в период Волжской Булгарии, то захватывается войсками Батыя и Тамерлана. В ней строятся белокаменные стены 12 века, на ярмарке продаются бронзовые зеркала, а цари одеваются в шубы из меха какого-то редкого зверя под названием «писец»...

В целом, даже у человека далекого от исторической науки, создается впечатление, что «Казановедение» написано для умственно отсталых или учащихся спецшкол. Однако, как сообщили «РК» казанские учителя, положение действительно серьезное, и идиотические пояснения типа «Предки – древние предшественники» многим казанским школьникам будут просто необходимы. Несколько лет преподавания истории края по «суверенным» учебникам, написанным местными академиками, сделали свое дело. Да и вообще – уровень образования катастрофически упал не только в Татарии. Страдает вся Россия. Кстати, ведь есть уже и «Москвоведение» и «Петербурговедение». Так чем же хуже Казань? Так что черт с ними, с литературой и географией. Не в тайге дети живут – авось, не заблудятся.

"Русский курьер"